morra_winter: (ночь)
morra_winter ([personal profile] morra_winter) wrote2014-12-16 06:32 pm

Роберт Браунинг-2

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел...

Баллада известная, все знают чем кончилось. Рыцарь Делорж доказал свое мужество, а легкомысленная жестокая дама была посрамлена.
У Браунинга есть баллада с тем же названием, на тот же сюжет. Но Браунингу всегда интересней рассказчик, чем история, а рассказчик у него Пьер Ронсар. Тоже поэт - очевидец и внимательный наблюдатель, тоже в своем роде исследователь человеческой природы, он ведет повествование в неспешной манере новеллистов XVI века. Действие не заканчивается эффектным эпизодом, а продолжается беседой Ронсара с дамой, где она объясняет свой поступок. У нее, оказывается, были резоны, чтобы устроить кавалеру жесткую проверку, и ответ на заданный самой себе вопрос она получила.

Браунинг 001

Браунинг 002

Браунинг 003

Браунинг 004

Браунинг 005

Браунинг 006
пер. Ю. Корнеева

Оригинал здесь

[identity profile] dark-nameless.livejournal.com 2014-12-17 12:06 am (UTC)(link)
У Браунинга не было, согласен, просто при прочтении таких текстов, у меня автоматом включается картинка по среденвековью. На протяжении истории - сколько угодно, те же баллады и фаблио тому свидетельства - вроде бы комично, но в то же время страшно. Вспомнилось фаблио о том, как дочка знатного феодала вышла за богатого крестьянина, а тот, испугавшись, что она будет заглядываться на рыцарей, с утра бил ее смертным боем, а вечером в ногах валялся. Так и убить можно было. Но жена нашла выход - сказала послам короля, у которого болела дочь (в горле застряла кость), что ее муж - знатный лекарь. А по поводу Казначейши, попали точно в яблочко! Да, вот так просто рыцари ставили на кон честь своей жены, свое состояние, и не задумывались о последствиях. Бременем куртуазности тяготились не очень многие, а вот рассматривать женщину, как сосуд для продолжения рода и живой товар, вещь, они очень даже могли. И приходилось бедным женам искать выход из положения. Хорошо, родственники вступятся, а если таковых нет или же они поддержат сторону мужа? Тогда всеобщее осуждение и даже смерть. Я когда "Двух рыцарей" переводил, намучился: с каждым куплетом все новые детали спора, так что с этим как раз все, к сожалению, в порядке. Более того, там жену рыцаря помогает подставить бывшая кормилица - она была "названной матушкой" этой дамы и того беспутного рыцаря, который предложил спор мужу этой самой дамы. И, естественно, он всеми правдами и неправдами хотел затащить жену побратима в постель и получить доказательства ее неверности, иначе - голова инициатора с плеч. Но и жена не лыком шита: подставила под удар племянницу - мол, не только я тебе тетушка, но и госпожа, дикий феодализм! - отсюда членовредительство. Отрезали девушке пальчик с колечком. И жену рыцаря, кстати, едва не вздернули за супружескую измену, это предложил сделать ЕЕ родной отец, так что родственники бывают разные. Спасло банальное доказательство: пальчик у верной супруги был на месте. Вроде бы по-шекспировски комично, но в то же время страшно.
А если вспомнить междинастические обручения с колыбели - самая настоящая политическая торговля.
Edited 2014-12-17 00:15 (UTC)